Забудьте на миг о преступных улицах Лос-Анджелеса, Бруклина и Куинса и о
более спокойных, но таких же опасных переулках Атланты и Лонг-Бич.
Сегодня мы навестим округ Бэй, что простирается на многие сотни
километров на Западном побережье Штатов, и познакомимся с бравым негром
E-40 и его группой The Click из Вэйллео (Vallejo a ka Valley Jo или
V-Town), единственной по-настоящему сплоченной рэп-командой Америки.
Кто-то сразу же мне возразит: почему именно The Click - самые
сплоченные, а не Flipmode Squade или Wu-Tang Clan, скажем (да мало ли
групп и проектов, которые постоянно твердят, что они как братья?!). Но
здесь особый случай, потому что все члены этой группы состоят в довольно
близком родстве и будут стоять горой друг за друга. А сплотил своих
родственничков на ниве рэпа человек, которого часто называют "лучшим MC
на всем Западном побережье". Его зовут E-40 (a ka 40 Water, Fonzarelli,
или Mr. Flamboyant), и дело тут, не в 40-градусной жаре, которая очень
часто гостит на севере Калифорнии, а в русском национальном напитке
(если забыть о квасе) и соотношении в нем спирта и воды (эту пропорцию
придумал, как вы знаете, Менделеев).
E-40, его брат D-Shot (a ka
The Boss Baller), сестра Suga-T и кузен B-Legit (a ka The Savage) с
детства жили в одном доме, посещали церковный хор и взрослели на улицах
Вэйллео. Их родители играли на гитаре и конго, все тетки E-40 имели
прекрасный голос, а сам E-40, между прочим, какое-то время даже был
ударником в церковной группе. В 1986 году четверка задумала образовать
собственную рэп-команду под названием MVP (Most Valuable Players) для
участия в конкурсе талантов, который ежегодно проводился в Грэмблинском
государственном университете. После очень теплого приема публики MVP
серьезно взялись за свою карьеру, и очень скоро вышел их дебютный сингл
"The King's Men". Изменив название на The Click, команда приступила к
решительным действиям. Сначала на кассетах вышли первые две работы The
Click ("Less Side") и E-40 ("Mr.Flamboyant"). Чуваки продавали эти
записи с авто и сами занимались их промоушном на радио. Уникальный
северокалифорнийский стиль E-40 (пресса назвала его "черной атомной
бомбой с лиричным стилем, где пересекаются атрибуты Ice-T, Chip-Fu и
Slick Rick") сделал его звездой андерграунда и позволил собрать баков на
открытие их совместного с B-Legit лейбла Sick Wid It Records And Tapes,
на котором стали записывать их друзья детства и просто перспективные
молодые рэпперы (Celly Cel, Mossie и Leviti). Второй и более успешный
альбом The Click "Down & Dirty" также стал продуктом этого лейбла, и
вскоре каждый негр округа Бэй повторял заразительные раймы E-40 &
The Click.
После восьми лет самопала, саморекламы и
самофинансирования результат, которого достиг третий альбом E-40
"Mailman", дебютировав на 13-м месте "Биллборде" с его полумиллионом
проданных копий, наконец-то впечатлил и мейджор-лейблы. В 1994 году
могущественный Jive Records заключил-таки дистрибьютерское соглашение с
Sick Wid It Records And Tapes, и уже первый их совместный проект альбом
E-40 "In A Major Way" без труда стал "платиновым". Параллельно
выпускались сольные альбомы и других участников The Click. B-Legit очень
котировался в элитной андерграундной тусовке с дисками "Tryin' To Get A
Buck" (1992) и особенно с "Hemp Museum" (1996). D-Shop выстрелил
альбомом "The Shot Calla", a Suga-T обозначила свое существование
альбомами "It's All Good" и "Paper Chasin' (4eva Hustlin')". Но
кульминацией их карьеры, безусловно, стал третий альбом The Click "Game
Related". На основе опыта KRS-One, Too Short, Queen Latifah и The
Temptations, а также разнообразных стилей - от олдскул-соула и
ритм-энд-блюза до гангста-рэпа - им удалось придумать новое звучание,
которое, по их мнению, отражает настроение коренных "хастлеров" и
"мобберов" Вэйллео. Самое интересное, что практически в одно время с
этой великолепной работой E-40 записал едва ли не самый классный свой
альбом "The Hall Of Game" с участием таких рэпперов и продюсеров, как
2pac, Too Short, Ant Banks, Luniz, Spice 1, Tonecapone (он продюсировал
знаменитейшую вещь Luniz "I Got 5 On It"), а также K-Ci и его спутников
по The Click. Что ни трек, то истинный хит. "Rapper's Ball", "I-Luv",
"Things'll Never Change" (рэп-переработка старинного хита Брюса Хорсби
"That's The Way It Is"), "Smoke'n'Drank", "It's All Bad" (где слышится
голос сына E-40) и особенно "Dusted'n'Disgusted" (коллаборейт E-40,
2pac, Mac Mall и Spice 1). Там, где другие сквернословы с трудом умещают
десять слов, E-40 умудрялся выпалить пятнадцать и причем с характерным
только ему юморком и массой новомодных сленговых словечек, которые очень
быстро входят в рацион остального рэпперского мира (после "Sprinkle Me"
вся Бэй-Эйрия пополнила свой словарный запас словом "sprinkle").
Самое
интересное, что в начале 90-х за такие штучки E-40 стабильно называли
сумасшедшим, так как никто, кроме него, этим не занимался. Но время, как
всегда, всех рассудило. После продолжительного периода относительного
молчания имя E-40 вновь всплыло на поверхность в 1998 году с выходом его
последнего на данный момент двойного альбома "The Element Of Surprise".
Любители восточного хардкора и западного гангста-шита сразу взяли себе
на заметку эту работу, потому что Е-40 продолжил свою миссию инноватора
хип-хопа, его стабильного поставщика новых словечек и выражений и
взломщика спящего сознания черной расы, а помощь таких суперзвезд, как
Master P, Busta Rhymes (многие опасались, что два таких балабола будут
соревноваться друг с другом в скорострельности, но они прекрасно
сработались), WC, Mack 10, KC & Jo-Jo, Too Short и The Click, свела к
минимуму риск занесения хотя бы одного из двадцати четырех треков обоих
дисков в разряд низкосортного повседневного речитатива.
E-40 и
его давнишнему компаньону из округа Бэй и одному из самых крутых
продюсеров современности Анту Бэнксу удалось произвести на свет не
просто высокоскоростную уличную и party-музыку. В результате слушатель
долго думал перед тем, как сказать: "Да, я тащусь от этого хренова
мазефакера из Вэйллео, хотя живу в Нью-Йорке" или "Да пошел он со своими
проблемами - у меня своих полно". Всем вдруг стало ясно, что из
рэп-легенды и гетто-барда Западного побережья E-40 заслуженно перебрался
в ранг рэп-феномена мирового масштаба. Когда-то он одним из первых
андерграундных рэпперов организовал свой лейбл и доказал успехом своих
записей, что можно достичь всего самому. Сейчас же его идеи не менее
прогрессивны и даже более понятны простому негру