Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью
молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного
андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп
постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине
первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако,
несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его
«основную линию» — протест против неравенства и несправедливости,
оппозицию ко властям предержащим. Слово «hip» использовалось в афроамериканском английском диалекте
(AAVE) ещё 1898 и означало подвижные части человеческого тела. А слово
«hop» — это собственно движение(скачок) в случае «hip hop!». Однако
«hip» также означает «поумнение» или «подъём в чём-то», а «hop» это
движение. Таким образом всё вместе это означает умственное движение.
Рэпер Keith «Cowboy» Wiggins, с Grandmaster Flash and the Furious
Five были отмечены как образовавшие «хип-хоп» в 1978, когда дразнили
друзей, которые были призваны в армию. Они напевали в джазовой манере
слова: «—hip/ hop/ hip/ hop», тем самым имитируя ритм марширующих
солдат.Группа в основном выступала с артистами диско, которые относились к этому новому типу
MC/DJ-производимой музыки, называя их «те хип-хоперы». Название
изначально означало знак неуважения, но вскоре перешло для обозначения
этой новой музыки и культуры.
«Cowboy» позднее разработал ритм «хип-хоп» в части своего сценического
выступления.
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа
(ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма,
задаваемого ди-джеем, хотя нередки
композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа
называют себя «эм-си» (англ. MC
— Master of Ceremony). Некоторые эм-си превращают свои
тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс
Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы
никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или
нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, семплирование (использование фрагментов чужих
композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с
виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма
драм-машины).
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески
успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически
представлен множеством направлений внутри жанра.
Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое
направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл.
Хип-хоп для всех разный и индивидуальный. Допустим, два человека считают
себя частью хип-хоп культуры. Один безумно любит крутиться на голове, а
второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в
баллончиках. Их почти ничего не объединяет, кроме общей культурной
хип-хоп составляющей. В нём можно выделить три основных направления:
- Рэп, Фанк, Битбокс (музыкальное)
- Брейк данс, Крамп, C-Walk, waving (танцевальное)
- Граффити (изобразительное)
Человек, относящий себя к субкультуре хип-хопа, может заниматься
одновременно и рэпом, и граффити, и брейк-дансом. 1970-е
Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка, 12 ноября 1974 г. В то время это была
музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые
сокращённо «ди-джеями»), работавшие в
крайне примитивной тогда технике семплирования: она зачастую сводилась к
повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые
эм-си были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» — то есть
сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других
значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание
аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо
отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана
ещё на рубеже 1960—1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)
Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные
ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами»
(программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и
басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было
сугубо любительское занятие, и в тот период (1974—1978 гг.) никаких
студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.
Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в
исполнении The Sugarhill Gang и производит сенсацию
на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью
рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен
оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной
композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как
хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни (сингл разошёлся тиражом
8 мил. экз.), большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная
шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская
группа, собранная почти случайно за день до записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего
хита Chic «Good Times»,
поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств
композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979 года были даны
типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали
бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие. 1980-е
В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к
европейской электронной поп-музыке, — в первую очередь, к Kraftwerk
и Гэри Ньюману, широко
семплировавшимся, — технологические находки которых, вкупе с развившимся
«брейкбитом» — ломаным, совершенно новым ритмом, —
способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка. Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к
тому времени техникой ямайского даба
вывели хип-хоп на новый уровень (см. электро). Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу,
Африка Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, —
именно их записи 1980—1984 гг. (относимые ныне к «старой школе
хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный
журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной
композицией в истории хип-хопа «The Message»
Грандмастера Флэша (1982).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC, Mantronix, Beastie
Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный
брейкбит, Mantronix же
получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie
Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым
рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции
записывали и панк-команды, например, The
Clash (их сингл «The
Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских
радиостанциях Нью-Йорка), Blondie
(их сингл «The Rapture» возглавил американский хит-парад в 1982 г.).
К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться
исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов
стало разрабатывать более серьезные темы, например социально-агрессивные
рэпперы Public Enemy принесли им культовый статус среди
слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная
сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B.
& Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня
популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты
музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэмми», и American Music Awards
в 1988 годуMC
Hammer, Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку более
широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для
развития более бескопромисных жанров в хип-хопе. учредили категории для рэпа.
Олицетворением этой популярности в Америке стали
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и
технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек
свинг», «хип-хоп-соул»). 1990-е
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально
известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами,
приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий
криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа
десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre;
он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким
представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет
спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно
продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими
музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели
широкую популярность за пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с
Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких
представителей с каждой из сторон — Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния
породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что
практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США.
Для этого периода характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что
принято связывать с именем Паффа Дэдди — рэппера, который пропагандировал
гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном
цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия
известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации
и социального протеста.
В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные
хип-хоп-продюсеры — Скотт Сторч,
The Neptunes, Тимбалэнд — способствовали дальнейшему освоению
эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его
изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от
Аргентины до Японии.
В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой
престижной «наджанровой» номинации — «за лучший альбом» — была
присуждена рэп-артистам — дуэту OutKast.
В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной
музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия.
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей
идеологию современной афроамериканской
культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской
белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия
сформировалась также своя мода, коренным образом отличная от традиционной моды
белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения,
танцевальные стили, своё графическое искусство — «граффити» (изображения и надписи на стенах,
сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской)
и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно
берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская»,
«Суета и
движение», «Ребята по соседству»,
«Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в
квартале»; рэпперы также всё больше начинают становится
киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно
хип-хопом и современной афроамериканской субкультурой становится сложно.
Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет
ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная,
спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило, с прямыми
козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era,
Joker, Tribal, Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John,AKADEMIKS, ECKO, Nike, Adidas)
футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами,
носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Причёски
короткие, хотя также популярны короткие дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются
массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в
большей мере относится к афроамериканцам.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Hip-Hop |